Приходите к нам в TwitterПриходите к нам в FacebookПриходите к нам в YoutubeПриходите к нам в InstagramПриходите к нам в Soundcloud

Развитие музыкальности ребенка!

razvitie-muzykalnosti-u-rebenka-prostymi-sposobami

Как развить музыкальность ребенка?

Зачастую у себя на уроках слышу такие вопросы от родителей как  возможно ли развить музыкальность у ребенка? С какого возраста можно отдавать ребенка на уроки музыки? Какая польза от уроков игры на фортепиано?  Также не редко можно услышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совершенно нет музыкального слуха». Достаточно распространенная форма определения причины отсутствие способностей.

На все эти вопросы, а также и другие могу ответить, что если бы происхождение было определяющим фактором в развитии ребенка, то тогда, поколение за поколением, наследовали бы профессии своих родителей. Но, жизнь куда интереснее, это определяется окружением, в котором растет ребенок, его собственным отношением, восприятием и опытом.

Задатки к музыкальному развитию, к музыкальной восприимчивости, к музыкальной деятельности имеются у каждого. Природа наградила человека очень щедро. Она дала ему всё, чтобы видеть, ощущать, слышать вокруг всё многообразие звуковых красок, чувствовать окружающий мир. Именно эти составляющие дают основу для развития музыкальности с самого рождения.

Все мы от природы музыкальны. Д.Б. Кабалевский писал, что «главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность». Именно с помощью музыки можно выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к событиям. Музыка формирует чувство прекрасного, а различные виды музыкальной деятельности развивают его.

При систематических занятиях дети быстро учатся определять характер музыки, темп и жанр, настроение. Во время игры на различных инструментах или во время пения, у детей развиваются музыкальные и творческие способности, воображение и фантазия, исполнительские навыки способствуют развитию интереса к музыке, повышают эмоциональную и вокальную культуру.   Музыка помогает ребенку осваивать мир человеческих эмоций и переживаний.

Можно выделить основные музыкальные способности: звуковысотный слух и музыкальный ритм. Звуковысотный слух включает в себя мелодический, гармонический и полифонический слух. Мелодический слух – это способность воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить мелодию (такой слух проявляется у детей очень рано). Гармонический слух – развивается немного позже. Также существует абсолютный и относительный слух. Относительный слух имеет особое значение к безграничному развитию.

Полифонический слух – это способность воспринимать одновременное движение двух и более отдельных голосов, звуков. Не менее важен и внутренний слух – этот вид связан со способностью человека слышать и переживать музыку без внешнего его звучания, «про себя». Развитием музыкального слуха занимается специальная музыкально-педагогическая дисциплина «сольфеджио». Не смотря на это, наиболее эффективней развивается музыкальный слух в процессе активной и разносторонней музыкальной деятельности.

Музыка – спутник по жизни человека, поэтому так важна непринуждённость и свобода с ней. Исходя из этого, музыкальность – это комплекс музыкальных способностей, позволяющих постепенно действовать в доступных формах музыкальной деятельности. Для детей главным показателем музыкальности выступает эмоциональный отклик на музыку. Эти способности проявляются довольно рано.

Развитие музыкального слуха и музыкальных способностей возможно в любом возрасте. Умение слушать и понимать музыку является одним из элементарных признаков эстетической культуры. Музыка воздействует положительно на детей: стимулирует двигательную, певческую активность, развивает восприятие. 

Начну с того, что для развития музыкальности ребенка, необходимы соответствующие условия, которые стимулировали бы желание ребенка петь, играть на музыкальном инструменте, желание двигаться самостоятельно, для себя. Доброжелательное отношение взрослых, спокойствие, с радостью заниматься тем, что ему нравится. Зная особенности характера ребенка, нужно уметь различать, когда не нужно мешать, прерывать пение или игру ребенка, а когда лучше похвалить. Правильно созданные условия, музыкальный уголок, атмосфера, где ребёнок может послушать музыку, поиграть в музыкальные игры, поиграть на музыкальных инструментах, окунутся в мир музыки, воздействуют развитию интереса к музыке.

Особое внимание нужно уделять восприятию ребёнка на музыку. Ведь музыка, прежде всего – язык чувств. В представлении детей музыка развивает воображение, и всегда о чем-то повествует, дети всегда ждут рассказа о содержании музыки. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительно исполнение произведения. Если привлечь художественную литературу, коротко рассказать сказку, стихотворение, текст песни, музыка хорошо воспринимается детьми.

Главным показателем развития музыкальности можно считать эмоциональную отзывчивость ребенка на музыку. На музыкальных занятиях важно показывать ребенку, как музыка может выражать характер, настроение, чувства, давать свободу действий, воображению, движение. Движение способствуют развитию интереса к музыке, формирует музыкальное мышление.

 Работая над музыкальным развитием ребенка, важно помнить, что искусство всегда предусматривает творчество. Исходя из этого, знакомя детей с музыкой, с произведениями музыкального искусства, способствуя развитию их музыкальности, педагоги решают задачи не только эстетического воспитания и обучения, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал личности ребенка. На индивидуальных уроках ребенку дается возможность проявлять индивидуальность, характер, талант, артистизм, музыкально-творческие способности, самоутвердиться исполнителю как личности.

Групповые занятия позволяют ребенку находить общий язык с единомышленниками, но главное не забывать, что внимание нужно уделять всем, независимо от уровня  развития музыкальности. Детям полезно услышать и увидеть как их ровесники проявляют себя. Результат индивидуальной или групповой работы важно показывать на общем празднике, концерте.

Все что происходит на занятиях должно быть наполнено положительными эмоциями. Занятия музыкальной деятельностью имеют эффективность для детей любого возраста. Чем раньше начинает ребенок заниматься, тем больше у него шансов и времени на развитие своих способностей и талантов. Но даже дети среднего и старшего возраста, показывают хорошие результаты, и в будущем могут поступать в музыкальные училища.

На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о много узнают внимательно слушая или исполняя произведения. Если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, выделить выразительные средства, передать эмоции, эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка.

В развития музыкальности ребенка стоит учитывать и опираться на предпочитаемый ребенком вид музыкальной деятельности. Следует ориентироваться на интерес детей. Музыка как вид искусства открывает ребенку возможность познавать мир, и в процессе познания развиваться. Ребенок примет музыку и полюбит её только тогда, если она подойдет к ним просто, не в виде воспитательных целей, или в виде чего-то изобретенного взрослыми, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших функций музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности, она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения.

 В заключении хочу сказать, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребенка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом. Поэтому развивая ребенка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности. Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому.

Автор – Елена Приходько

 

ПЕТЬ МОГУТ ВСЕ!
Заполните, пожалуйста, все поля
Обязательно дождитесь подтверждения занятия администратором
Задать вопрос менеджеру
Введите свое имя и номер телефона и наш менеджер свяжется с вами!
Задать вопрос менеджеру
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время


Задать вопрос менеджеру
Введите свое имя и номер телефона и наш менеджер свяжется с вами!
конверт Написать директору
Написать директору
Нам очень важен Ваш комфорт! Напишите, пожалуйста, Ваши предложения и замечания!
Спасибо за заявку. Мы свяжемся с вами в ближайшее время!